Общие правила подготовки и эксплуатации автомобиля зимой


Наверное, каждый автолюбитель попадал в такую ситуацию, когда в один из морозных дней двигатель автомобиля не удалось запустить. Для того чтобы предупредить повторение таких случаев необходимо знать «Свод правил автолюбителя».

Составляющие успешного пуска двигателя в мороз.

Надо помнить, что на запуск двигателя влияет не только аккумулятор, а также множество факторов, начиная от влажности воздуха и заканчивая присадками, добавленными при изготовлении бензина. Рассмотрим основные составляющие успешного пуска двигателя в мороз.

Аккумулятор

Не жалейте денег при выборе аккумуляторной батареи (АКБ), стремитесь приобрести батарею, имеющую высокие пусковые (стартерные) токи.

Устанавливая новую АКБ под капот, проверьте затяжку адаптеров, очистите от окислов и грязи места крепление массового провода к двигателю, зачистите вывода и наклемники.

Собрав цепь, смажьте сверху полюсные терминалы любой консистентной смазкой, не содержащей воды. Следите за натяжением ремня генератора и напряжением заряда аккумулятора (с помощью вольтметра).

Важно! Один раз в месяц в зимний период, или, если Вы не пользовались автомобилем более двух недель, проверять напряжение на клеммах АКБ с отключенной нагрузкой. При напряжении разомкнутой цепи ниже 12,6 V, целесообразно подзарядить батарею.

Масло

Не следует экономить и на масле. Масло - это «кровеносная» система автомобиля. При покупке масла проконсультируйтесь с продавцом.

Первое число с буквой W (Winter - зима) свидетельствует о принадлежности масла к так называемому зимнему, низкотемпературному классу вязкости.

Зимой желательно использовать масло 0W-40 или 5W-40.

Свечи

Хорошие свечи - залог успешного пуска двигателя. Постарайтесь заменить свечи к зиме. Для зимы следует брать более горячий тип свечи (проконсультируйтесь с продавцом), это предотвратит их замасливание и предохранит от образования электропроводного нагара при частых холодных пусках двигателя.

Заправляйтесь зимой бензином с более высоким октановым числом.

Высоковольтная проводка.

Для обеспечения нормального процесса искрообразования необходимо отсутствие утечек тока через трещины изоляции проводки или по ее влажной запотевшей поверхности. Утечки тока приводят к тому, что на искрообразование энергии уже не остается.

Как завести автомобиль зимой.

  • Перед запуском двигателя выжмите сцепление. После запуска необходимо отпускать педаль плавно. Дайте ещё минимум минуту на прогрев масла коробки на нейтральной скорости.
  • Если при прокрутке стартером с первого раза в течение 10 секунд двигатель не завелся, прекратите прокрутку. Пауза перед повторным пуском должна быть не менее 30 секунд. Если не удалось завести автомобиль с третьего раза, попытки необходимо прекратить и искать причину, из-за которой двигатель не хочет работать. Только устранив неисправность, следует возобновить попытки пуска, иначе аккумулятор разрядится. При недостаточном темпе прокрутки следует прогреть батарею доступными способами, при первом удобном случае провести её дозарядку.
  • Если на Вашем автомобиле есть регулятор обогащения топливной смеси не обогащайте смесь сразу, а делайте это постепенно в процессе прокрутки двигателя, пока не «схватит». Это относится и к педали акселератора.
  • Существует заблуждение, что включение света фар перед запуском двигателя благоприятно влияет на запуск. Если вы подготовили автомобиль к зиме заблаговременно, то данная процедура вам не нужна, а ослабленный аккумулятор это не спасет, а только усугубит ситуацию. Дефицитная энергия будет расходоваться не на запуск двигателя, а на освещение.

Радикальные меры:

1. Теплый аккумулятор из дома, подогретые свечи.

2. «Прикуривание». Делать это надо с соблюдением следующих требований безопасности:

  • заглушите двигатель автомобиля «Донора».
  • отсоедините "минусовый" штатный провод от вывода "-" разряженного аккумулятора;
  • соедините с помощью одного из проводов для "прикуривания" выводы "+" обоих аккумуляторов;
  • соедините с помощью другого провода для "прикуривания" вывод "-" «Донора» с "массой" (кузовом или генератором) автомобиля, аккумуляторная батарея которого разряжена;
  • запустите двигатель автомобиля с разряженным аккумулятором, установите на нем средние обороты;
  • установите на вывод "-"; разряженного аккумулятора штатный провод и отсоедините от автомобиля, на котором этот аккумулятор установлен, провод для "прикуривания".

Если у автомобиля «Донора» электронная система управления двигателем, постарайтесь сделать оба эти действия максимально синхронно, чтобы не испортить контроллер.

Надо помнить, что если аккумулятор «Донора» полностью заряжен, его энергии при "прикуривании" хватит, на 3-4 попытки пуска двигателя автомобиля с разряженным аккумулятором. При большем числе попыток, возможно, что аккумулятор «Донор» не сможет завести собственный двигатель.

Владельцу автомобиля, которому было произведено "прикуривание", следует при первой же возможности зарядить аккумулятор с помощью зарядного устройства, т.к. в зимних условиях генератор не сможет полностью зарядить аккумулятор и ситуация с проблемным запуском двигателя может повториться.

3. После запуска двигателя НЕ включайте сразу печку и другие электропотребители. Дайте сначала двигателю и ременным приводам прогреться.

Что нельзя делать в мороз

Если автомобиль промерз, простояв на морозе несколько дней, то не стоит пытаться завести его с помощью буксира, особенно, если это машина с автоматической коробкой передач.

Если замерз электролит в аккумуляторе не стоит заводить автомобиль ни способом прикуривания, ни способом буксировки. Двигатель, возможно, вы и запустите, но нанесете непоправимый вред аккумуляторной батареи итак очень сильно пострадавшей от «обморожения». Пытаться зарядить аккумулятор можно только после полного размораживания в теплом помещении, когда температура электролита станет выше 15 С°.

Как правильно зарядить кальциевую батарею


Как часто надо прибегать к этой операции зависит от соотношения мощности генератора автомобиля и мощности потребителей, а также от условий езды. Летом практически для любой машины можно обойтись без дополнительных подзарядок АКБ. Двигатель заводится легко, из потребителей постоянно включены зажигание, электробензонасос (примерно 8-10А) , магнитола (3-4 А), фары с габаритами (13 А). Даже на холостом ходу исправный генератор выдает 40-45А, чего почти хватает для питания минимального количества потребителей. А уж на рабочих оборотах, при поездке по трассе, например, выдаваемых генератором 60-70А хватает и на питание потребителей и на зарядку аккумуляторной батареи.

Условия эксплуатации аккумулятора зимой много тяжелее. Отрицательная температура снижает емкость АКБ, ухудшает способность принимать заряд, пуск холодного двигателя требует большого количества энергии. На борту включаются новые мощные потребители: отопитель (5-7 А на первой скорости и 10-11 А на второй), обогрев стекол и зеркал (16-20А), подогрев сидений 5А. Суммарный потребляемый ток составляет более 50 А. Генератор на холостом ходу уже не справляется с питанием потребителей, большая часть энергии забирается из АКБ. Да и на рабочих режимах возможности генератора подзаряжать автоаккумулятор оказываются очень скромными, кроме того при отрицательных температурах электролита аккумулятор не принимает заряд. Все это ведет к тому, что батарея начинает хронически недозаряжаться. Пользователь может не заметить этого, т.к. даже частичного заряда обычно хватает для пуска двигателя. Но хронический недозаряд ведет к сульфатации пластин, что снижает емкость и повышает внутреннее сопротивление. А это в свою очередь сокращает срок службы батареи и ухудшает пусковые характеристики. Поэтому зимой нужно систематически подзаряжать аккумулятор.

Как часто подзаряжать автомобильный аккумулятор?

Частота подзаряда зависит от машины, погоды, условий поездок. Для автомобилей с хорошо отрегулированной системой пуска, в условиях мягкой зимы с ежедневными поездками на небольшие расстояния, сопровождающимися систематическим стоянием в пробках, достаточно проводить заряд где-то раз в месяц-два. Разумеется, если морозы подбираются к -30°, и каждый пуск сопровождается неоднократным включением стартера, то есть смысл чаще проверять уровень заряженности батареи.

И, разумеется, аккумулятор нужно немедленно поставить на зарядку, если вы разрядили его «в ноль» неудачными попытками запуска двигателя. Именно "немедленно", так как плотность электролита в разряженном состоянии низка и есть вероятность того, что он замерзнет, повредив батарею. С другой стороны пребывание свинцового АКБ в разряженном состоянии ведет к сульфатации пластин.

Плотность электролита, приведенная к 25° С, г/см3 Температура замерзания, °С
1.09 -7
1.12 -10
1.14 -14
1.16 -18
1.18 -22
1.20 -40
1.23 -43
1.24 -50
1.26 -58

Существует несколько режимов заряда аккумулятора: постоянным током, постоянным напряжением, комбинированные.

Основные состояния глубоко разряженной АКБ

1. АКБ находилась в разряженном состоянии не более 2-ух недель при комнатной температуре и не эксплуатировалась на автомобиле. Заряд такой батареи как правило рекомендуется производить током равным 0,1 от номинальной емкости (6А для АКБ 60Ач) до достижения ρ=1,27-1,28 г/см³. Процесс заряда может занять до 24 часов. Если нет возможности контролировать плотность электролита с помощью ареометра, то можно ориентироваться на индикатор степени заряженности, при его наличии в крышке аккумулятора. Зеленый цвет индикатор указывает на степень заряженности ≈ 50% (ρ=1,23 г/см и выше). Одними из признаков окончания зарядки аккумулятора является «кипение» электролита и достижение температуры корпуса аккумулятора ≈ 40 °С.

2. АКБ находилась длительное время в разряженном состоянии (произошла глубокая сульфатация пластин).

Что такое «сульфатация пластин».

Мелкие кристаллики сульфата свинца во время зарядки нормально разряженного аккумулятора без проблем вновь преобразуются в металлический свинец (негативная пластина) и PbO2 (позитивная пластина), составляющие активную массу пластин. Однако если оставить батарею в разряженном состоянии, сульфат свинца начинает растворяться в электролите до его полного насыщения, а затем выпадает назад на поверхность пластин, но уже в виде крупных и практически нерастворимых кристаллов. Они откладываются на поверхности пластин и в порах активной массы, образуя сплошной слой, который изолирует пластины от электролита, препятствуя его проникновению вглубь активных масс. В результате большие объемы активной массы оказываются "выключенными", а общая емкость батареи значительно уменьшается.

Восстановление такой батареи, как правило, проводят, применяя так называемый «ступенчатый режим»:

  • начинают зарядку током 0,1C20 ≈ 16 часов;
  • разряд, например набором автомобильных ламп в течение 2-3 часов;
  • заряд током 0,1C20 до полной зарядки;

Рекомендации по заряду аккумуляторной батареи

Состояние аккумулятора проверяют измерив напряжение разомкнутой цепи (НРЦ). Напряжение на клеммах батареи измеряется через 6 - 8 часов после остановки двигателя. Если НРЦ аккумулятора ниже 12,5 В аккумулятор необходимо зарядить. Такую проверку целесообразно производить раз в 3 -4 месяца.

Эффективность зарядки в первую очередь зависит типа и качества зарядного устройства. Более половины представленных в продаже зарядных устройств не способны полноценно зарядить современную аккумуляторную батарею. Зарядные устройства, предназначенные для работы в автоматическом режиме, нередко настраиваются на напряжение 14,4 – 14,5 В. При достижении этого напряжения загорается зеленый индикатор, сигнализирующий об окончании зарядки и происходит автоматическое снижение зарядного тока почти до 0. При покупке зарядного устройства обратите внимание на его характеристики. Зарядное устройство должно обеспечивать выходное зарядное напряжение 16,2 В. Прежде чем приступать к зарядке аккумулятора, внимательно изучите инструкцию зарядного устройства – в ней подробно должно быть описаны технические характеристики , все правила и порядок выполнения работы. Батарея считается заряженной при достижении плотности электролита во всех банках 1,27-1,28 г/см³, «кипении» электролита в конце зарядки и достижения температуры корпуса аккумулятора ≈ 40 °С

Эксплуатация аккумулятора зимой


Чтобы в один из морозных дней вас не постигло разочарование от незапустившегося двигателя автомобиля и нарушенных планов, необходимо помнить о некоторых элементарных правилах зимней эксплуатации аккумуляторной батареи.

1. Следите за степенью заряженности батареи. Это можно сделать с помощью ареометра или вольтметра, но в качестве предварительной оценки можно воспользоваться встроенным оптическим индикатором в крышке аккумулятора. Зеленый цвет индикатора указывает, что степень заряженности батареи составляет 70-75%, что вполне достаточно для пуска двигателя при -20С, но при более низких температурах этого может не хватить.

2. При оценке степени заряженности батареи нужно помнить, что в процессе эксплуатации аккумулятор подвержен естественному износу, так при эксплуатации более 3-х лет и пробеге более 75 тыс. км. степень износа может составлять более 50% и в связи с этим несмотря на то, что все показатели будут указывать на высокую степень заряженности, реальные потенциальные возможности батареи сильно упали. Данная батарея еще послужит при «плюсовых» температурах, но с наступлением морозов будут проблемы.

3. При пуске двигателя нужно убедиться, что все потребители электроэнергии в автомобиле выключены, т.к. дополнительно потребляемые 20-30А могут быть критичными для пуска холодного двигателя.

4. Если двигатель не запустился с первой попытки, перед каждой последующей выдерживайте паузу необходимую для перемешивания электролита внутри батареи, это необходимо для восстановления напряжения на клеммах. Чем больше пауза, тем выше напряжение. Минимальная пауза должна быть 10-15 секунд.

5. Помните, что короткие поездки зимой, когда батарея не успевает прогреваться и как следствие не заряжается на автомобиле, приводят к тому, что в определенный момент аккумулятор не способен обеспечить прокрутку двигателя. При данных режимах эксплуатации необходимо периодически подзаряжать батарею при положительных температурах.

Исправная и качественная аккумуляторная батарея, безусловно, является важным элементом для обеспечения холодного пуска двигателя. Но ни какой, супер современный или супер дорогой аккумулятор вам не поможет, если на автомобиле используется некачественное масло или топливо, имеются неисправности в электрооборудовании или системе зажигания.

Как выбрать автомобильный аккумулятор


Каждый владелец автомобиля рано или поздно встречается с вопросом какой аккумулятор выбрать. И какой аккумулятор лучше подойдет к его автомобилю. На первый взгляд большинство автомобильных аккумуляторов сейчас считаются необслуживаемыми и по определению не требуют от владельца знаний и навыков, однако не всё так просто.

Для того чтобы принять правильное решение при выборе аккумуляторной батареи необходимо разбираться в основных терминах и понятиях, таких как:

Ёмкость

первое, на что стоит обратить внимание при покупке автомобильного аккумулятора. Она измеряется в Ампер/часах, например надпись «60 Ач» говорит о том, что в течение 20 часов батарея должна выдавать ток в 3А. Не стоит забывать, что ёмкость сильно падает с понижением температуры и старением батареи. Линейка ёмкостей АКБ широка и может составлять 45, 55, 60, 62, 65, 66, 74, 75, 90, 100, 140, 190 Ач;

Резервная ёмкость

для батареи номинальной емкостью 55Ач резервная емкость составляет примерно 90 минут. Это означает, что автомобиль может двигаться примерно 1,5 часа за счет энергии аккумулятора.

Ток холодной прокрутки

показывает силу тока, которую батарея обязана выдать в течении определенного времени при температуре -18°С. В среднем достаточно 480А. Теоретически чем ток выше - тем лучше;

Полярность

расположение полюсных выводов (клемм) относительно корпуса АКБ. Существует прямая и обратная (евро) полярность. Прямая полярность – положительный полюсной вывод «плюс» находится слева, при этом батарею следует расположить лицевой стороной к себе. И обратная полярность, в противном случае;

Размер клемм

помимо того что диаметр минусовой клеммы чуть меньше, чем плюсовой клеммы разделяются на азиатские и европейские. Азиатские (тонкие), как правило, встречаются на автомобилях японского производства, а европейские клеммы нам знакомы по отечественным автомобилям, как правило, применяются на всех автомобилях европейского и российского производства; Габаритные размеры батареи – помимо электрических характеристик выбор аккумулятора необходимо производить в соответствии с конструктивными особенностями вашего автомобиля (место установки, способ крепления), учитывая длину, ширину и высоту аккумулятора. Это в первую очередь касается автомобилей с плотной компоновкой моторного отсека и нестандартным расположением аккумулятора.

Если на автомобиле не установлены дополнительные энергопотребители, то, как правило при покупке нового АКБ стоит подбирать ёмкость рекомендованную заводом изготовителем авто.

Для автомобиля с минимальным пакетом опций рекомендуем линейку аккумуляторов 45, 55, 60 Ач для авто, оснащенных стандартным набором опций.

Однако если автомобиль оборудован мощной аудиосистемой, дополнительной охранной системой, и/или крупным потребителем энергии (лебедка, фароискатели, дополнительные противотуманные фары, подогреватели и т.д.), то, стоит задуматься о покупке аккумулятора с более высокой мощностью, в этом случае рекомендуем устанавливать АКБ линейки 62, 65, 66 Ач

Во время покупки АКБ обязательно ознакомьтесь с требованиями инструкции по эксплуатации и условиями предоставления гарантии, несоблюдение которых приводит к резкому сокращению срока службы как батареи так и электрооборудования автомобиля. Напряжение на клеммах должно быть не менее 12,5 В. Плотность во всех 6-ти «банках» не менее 1,25 г/смз. При имитации стартерного разряда нагрузочной вилкой напряжение батареи на протяжении 5–8с должно оставаться в пределах 10,5–11,0В.

Мы гарантируем 100% соответствие наших аккумуляторных батарей заявленным характеристикам и предоставляем гарантийный срок до 12 месяцев.

Когда пора менять аккумулятор


Существуют два основных критерия, которые определяют срок службы аккумулятора на исправном автомобиле - это пробег автомобиля более 70-100 тыс. км и срок эксплуатации более 2-х- 3-х лет. Это конструктивный и технологический потенциал, заложенный в среднестатистическую аккумуляторную батарею со стандартными электрическими характеристиками. У бюджетных вариантов аккумуляторных батарей эти показатели ниже, поэтому нужно обращать внимание на гарантийные обязательства изготовителей.

Эксплуатации аккумулятора за пределами данных критериев – это игра в рулетку, результат которой зависит от многих составляющих, таких как:

  • Интенсивность эксплуатации и условия хранения автомобиля, режимы движения (город-шоссе);
  • Техническое состояние автомобиля, особенности электрооборудования;
  • Наличие электропотребителей, установленных дополнительно к заводской комплектации автомобиля;
  • Периодический контроль состояния и обслуживание аккумулятора

Нужно понимать, что жизненный срок батареи зависит от многих факторов, в том числе от количества циклов заряда-разряда, глубины разряда, величины тока разряда и напряжения заряда. Например, в случае эксплуатации автомобиля в режиме такси аккумулятора хватит на 1-1.5 года, а частник, с поездками в выходной на дачу, может протянуть и 4-5 лет, при условии контроля и обслуживания аккумулятора.

Глубокие разряды аккумулятора значительно сокращают срок службы батареи, а в зимний период низкая плотность электролита приводит к его замерзанию и, как следствию, разрушению электродов.

По мере эксплуатации аккумулятора происходит естественное постепенное снижение его характеристик и в определенный момент, батарея без проблем пускающая двигатель в теплое время, перестает «крутить» при отрицательных температурах. В связи с этим, аккумуляторы с солидным возрастом и пробегом лучше поменять до наступления морозов.

Простым критерием степени «износа» аккумулятора может служить степень чистоты (прозрачности) электролита, которую можно оценить в момент замера плотности в процессе зарядки. Если электролит становиться мутным, непрозрачным, то это является первым признаком окончания срока службы батареи.

Существует множество электронных специализированных приборов для оценки состояния аккумуляторов. Нужно помнить, что тестирование должно проводиться на полностью заряженной батарее и должен быть обеспечен качественный контакт между клеммами тестера и аккумулятора, в противном случае велика погрешность измерения.

Практика показывает, что эксплуатация аккумулятора до «последнего вздоха», приводит к тому, что автомобиль не заводиться в самый неподходящий момент, срываются все планы и дела. Оценивайте заранее потенциал вашего аккумулятора, самостоятельно или при помощи специалистов, и старайтесь заблаговременно поменять старую батарею на новую.